НОВОСТИ  ЮМОР  СТУДЕНТАМ  СТАТЬИ  ФОТОГАЛЛЕРЕЯ  О СЕБЕ  КОНТАКТЫ
На главную страницу
 top100

ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА

Для гостей
История города
Территория
Население
Городское хозяйство
Инвестиционные
проекты города
Трехгорный в XXI веке
Дети - наше будущее
Культура
Природа
   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Поисковая система Яndex Яндекс цитирования

поисковая система АПОРТ

Открыто о "закрытом"...

 

увеличить... (106kb)

О гербе Челябинской области

Об истории Государственного и территориального гербов России

Уже второй год продолжается объявленный Законодательным Собранием конкурс на проект официальных символов Челябинской области. Избранные проекты герба области были представлены на прошедшей в декабре 1998 года выставке в выставочном зале Союза художников. Следует признать, что при самом искреннем стремлении авторов отразить в графической форме историческое, культурное и промышленное своеобразие Челябинской области в представленных работах совершенно не учитывается, что территориальный герб – это не произвольное изображение с произвольным набором символов, а отражение в графической, зримой форме исторического своеобразия территории и его места в государственном устройстве в строгом соответствии с существующими геральдическими правилами и традициями.

По определению русского историка-геральдиста Ю.В.Арсеньева, “гербами называются особые фигуры или символические изображения, представленные на основании точно определенных правил и служащие постоянными отличительными знаками отдельному лицу, роду, сообществу или учреждению, а также городу, области или целому государству”. Причем таковым он “становится лишь в том случае, если он утвержден высшей государственной властью как постоянный и неизменный”.

“Гербом называется символическое изображение, составленное на основании точных законов и утвержденное законной властью”, - утверждает авторитетный русский геральдист начала века П.П. фон Винклер и следующим образом объясняет значение самого термина: “Слово “герб” заимствовано с польского “herb” и встречается во многих славянских наречиях в значении наследник или наследник. Таким образом, самое название этого символического изображения указывает на его наследственность и неизменяемость”.

По определению известного отечественного философа и филолога А.Ф.Лосева, “символ вещи есть ее смысл”.

Иными словами герб – это символ, в обобщенной форме отражающий сущность, неповторимые черты своего носителя, опускающий частные отклонения и случайности и остающийся неизменным на протяжении всего периода его существования.

Российская геральдика, как целостная, стройная система, включающая в себя территориальные гербы и венчающий ее герб Российского государства, сложилась к началу нашего столетия как наглядное, зримое отражение в графической форме его исторических основ.

Следует отметить, что на протяжении веков, начиная с герба города Москвы, принятого при Великом князе Московском Василии I Дмитриевиче (1389-1425), двуглавого орла, принятого при Великом князе Иоанне III Васильевиче и до окончательного утверждения в 1882 году императором Александром III Большого, Среднего и Малого Государственных гербов, государственный и множество территориальных российских гербов оставались практически неизменными. Менялась и совершенствовалась лишь форма их художественного отображения.

В точной, строгой и лаконичной форме идеология русской государственности, объединения русских земель вокруг Москвы впервые была отражена в печати царя Иоанна IV Васильевича (1530-1584). На ней изображен двуглавый орел, на груди орла – щит со св. Георгием Победоносцем, а по окружности – эмблемы территорий, входящих в Российское государство.

При царе Алексее Михайловиче (1629-1676) произошло собрание, описание территориальных и родовых знаков, чем были заложены основы российской геральдики. Императором Петром I была учреждена специальная Геральдическая контора, которая придала имевшимся гербам более современную форму и составила гербы для городов их не имевших. При этом Геральдической конторой при составлении герба для города его не имевшего учитывалась каждая индивидуальная, отличительная черта города – история его возникновения, происхождения названия, внешний вид, состав населения, природные условия и другие особенности. Эти строгие требования к составлению гербов новых городов сохранились в неизменности вплоть до начала нашего столетия. Активная деятельность Геральдической конторы шла параллельно с мероприятиями по преобразованию городского самоуправления. В это же время была создана новая единица местного самоуправления - губерния, “пространство земли, в пределах которого действуют власти, непосредственно подчиненные центральному правительству”. В период царствования Петра I Государственный герб России представлял из себя двуглавого орла с семью территориальными эмблемами на крыльях. Еще 26 территориальных эмблем помещались по окружности. С 1698 года двуглавого орла украсила цепь учрежденного императором Петром I ордена святого Андрея Первозванного, а с венчанием царя Императором Всероссийским императорские короны над орлом заняли место царских.

Работа по городскому герботворчеству, прерванная смертью императора, продолжилась в царствование императрицы Елизаветы Петровны (1709-1761). С восшествием на престол Екатерины II Алексеевны (1729-1796) пожалования российским городам герба, как официального отличительного знака, становится массовым явлением. Значение городского герба повысилось в связи с реформой местного самоуправления и последующим выходом Указа, получившего название “Наставление губернаторам”, согласно которому, губернатор является “главой и хозяином всей врученной его смотрению губернии”. В 1775 году устанавливаются две территориальные единицы – губерния и уезд, а две-три губернии составляют генерал-губернаторство или наместничество. С 1778 года вводится правило для уездных городов помещать в верхней части гербового щита губернский (наместнический) герб. Таким образом, в российском городском гербе помимо индивидуальных отличительных особенностей начинает отражаться место города в государственной иерархии.

Возврат русского общества с середины ХIХ века к исконным государственным традициям в полной мере нашел свое отражение в российской геральдике. В 1851 году императором Николаем I Павловичем (1796-1855) было дано указание “принять на будущее время за правило на гербах губерний, областей и губернских городов, кои впредь будут представляемы на Высочайшее утверждение, изображать императорскую корону; на гербах же городов уездных ставить ныне употребляемую подобными городами городскую корону” (21,114). Им же был принят Большой государственный герб России, составленный на основании Манифеста императора Павла I (1754-1801) и имеющий в свое основе печать Иоанна IV. В окончательном виде Большой государственный герб был принят императором Александром III (1845-1894) и являлся Главным государственным символом России до 1917 года, в яркой образной форме, отображая исторический процесс объединения множества земель в единое Российское государство.

В центре Большого герба помещен двуглавый орел, увенчанный шлемом святого благоверного князя Александра Невского. Вокруг щита – цепь ордена св. Андрея Первозванного. Щит поддерживают св. Архистратиг Михаил и св. Архангел Гавриил. Центральная часть герба объединяется сенью с Большой императорской короной и Государственной хоругвью на восьмиконечном кресте. На сени надпись “Съ нами Богъ”. Герб обрамляет венок из лавровых ветвей, символизирующих славу и честь и дубовых, символизирующих доблесть и мужество. По окружности на венке расположены гербы царств, великих княжеств и совмещенные гербы областей и губерний.

К началу века усовершенствовалась, приняла завершенный вид форма городских гербов, которые восприняли некоторые элементы Большого городского герба. Корона, венчающая щит, стала точно отражать статус, значительность города. Гербы губерний и столиц увенчала императорская корона, древних русских городов – шапка Мономаха, областей – древняя царская корона, уездных – башенная корона различной формы. Гербовые щиты стали обрамляться венками: из золотых ветвей с Андреевской лентой - губернские; из двух золотых колосьев с Александровской лентой – уездные центры земледелия и хлебной торговли. Два золотых молотка в обрамлении Александровской ленты выделили города с развитой промышленностью.

Таким образом, в начале ХХ столетия в России сложилась стройная и выразительная геральдическая система, строгими лаконичными изобразительными средствами выражающая российские государственные и духовные традиции, символизирующая единство Российского государства, и включающая в себя целую систему территориальных гербов, начиная с герба заштатного города и заканчивая Большим государственным гербом. При помощи конкретных геральдических изобразительных средств каждый территориальный герб, отражая индивидуальные исторические, географические черты города, в то же время свидетельствовал о его конкретном месте в общегосударственном устройстве.

После переворота февраля 1917 понимание временным правительством идеологии российской государственности отразилось в новом Государственном гербе – двуглавом орле с опущенными крыльями, лишенном всех атрибутов власти и образа св. Георгия Победоносца. Декрет Совета народных комиссаров от 10(23) ноября 1917 года “Об уничтожении сословий и гражданских чинов” упразднил этот герб вместе с территориальными гербами “как внешнее выражение старого ликвидированного строя”.

Герб СССР сохранил структуру Большого государственного герба, но полностью изменил его символику. Крест заменила красная звезда, двуглавого орла – серп и молот, сень России с императорской короной – глобус, а место дубовых и лавровых ветвей со множеством территориальных гербов занял венок из сжатых пшеничных колосьев в обрамлении повторяющейся надписи на разных языках “Пролетарии всех стран соединяйтесь”, заменивший девиз России “Съ нами Богъ”.

В сентябре 1924 года президиум Моссовета принял первый и на долгие десятилетия последний советский городской герб. Это был герб Москвы и Московской области, представлявший из себя пятилучевую звезду на фоне которой был изображен памятник Свободы и на нем серп и молот. По бокам звезды – пучки колосьев, внизу – наковальня, ткацкий станок и электромотор. Над колосьями и звездой – часть шестерни. Предполагалось, что московский герб послужит примером для других городов и губерний “создавать пролетарские гербы, в которых будут отражены те или иные местные особенности”. Однако инициатива Моссовета поддержки не получила, а сам новый герб вскоре был забыт. На многие десятилетия городские гербы исчезли с печатей, документов и улиц городов Советской России. Не возродились они в годы Великой Отечественной войны, когда были восстановлены многие государственные святыни и символы.

Интерес к городским гербам начал возрождаться в конце 60-х годов с ростом интереса к отечественной истории и культуре после прошедших реформ и нового обострения отношений с Русской Православной Церковью. Начали появляться исследования по истории городских гербов и печатей, а геральдика была частично восстановлена в своих правах как “вспомогательная историческая дисциплина”. В это же время во множестве выпускаются значки с изображениями древних российских гербов. Многие городские Советы принимают новые гербы в качестве “наглядного пособия для патриотического воспитания граждан”. В основном – это произвольные, похожие друг на друга эмблемы, составленные без правил российской геральдики с неизменными символами “мирного труда” - шестерней, молотом, наковальней, трактором и т.д.

Лишь в последние десятилетия начался массовый процесс восстановления исконных исторических городских гербов, последовавший за восстановлением исторического герба Российского государства - двуглавого орла. По свидетельству отечественного историка-геральдиста Н.А.Соболевой, в 1994 году уже более двухсот городов России возвратили свои исторические гербы.

Об истории герба города Челябинска.

Вскоре после основания Челябинска наряду с рядом других пограничных крепостей и создания Исетской провинции В.Н.Татищев, бывший в то время руководителем Оренбургской экспедиции, подает Всеподаннейшее представление о гербах Оренбургской и Исетской провинции. По замыслу его создателя и российского правительства герб должен был отражать цели создания Исетской провинции – “способствовать торговле с азиатскими странами и охранять юго-восточную границу”, поэтому, по свидетельству челябинского краеведа В.Поздеева, ее гербом и стал “желтый верблюд в серебряном поле, у подножья которого зелень”, стоящий у стены. Поскольку в то время земли Исетской провинции входили в состав Сибирской губернии, герб был украшен элементами герба Тобольска.

С 1743 года административным центром Исетской провинции стала Челябинская крепость, которая после ряда административных преобразований указом от 29 февраля 1781 года была переведена на положение уездного города и с образованием 23 декабря того же года Уфимского наместничества вошла в его состав.

Указом императрицы Екатерины II от 6-го июня 1782 г. был утвержден герб уездного города Челябинска Оренбургской губернии Уфимского наместничества: “В верхней части щита герб уфимский. В нижней – навьюченный верблюд, в знак того, что в сей город оных довольно с товаром приводят”. Герб Уфы – губернского города уфимского наместничества был утвержден 3 июля 1782 г. и представлял из себя изображение “бегущей куницы в серебряном поле в знак таковых зверей в изобилии”.

После ряда последующих административных преобразований Челябинск вновь оказался в Уфимском губернии и оставался в ней до 1919 года. В справочнике “Весь Челябинск и его окрестности” 1909 года издания приводится описание герба 1782 года с соболем – гербом Уфы в верхней части щита.

В 1934 году была образована Челябинская область, принявшая в 50-60-х годах современный состав.

После 1917 года герб Челябинска был забыт на полвека и о нем вспомнили лишь в конце 60-х годов накануне 230-летия города. В 1965 году герб Исетской провинции был воспроизведен в объемном “Кратком очерке истории Челябинской области” и даже украсил его обложку. В следующем году в “Челябинском рабочем” было опубликовано описание герба, утвержденного императрицей Екатериной II, однако в произвольном изложении. Оно же вошло в путеводитель по городу, вышедший в 1967 году.

В 1966 г. к 50-летию Октябрьской революции исполком Челябинского горсовета объявил конкурс на современный герб города, призванный отразить “трудовое величие рабочего класса и успехи трудящихся города в строительстве коммунизма”. Строго говоря, перед разработчиками проектов ставилась задача создания некоей городской эмблемы, в символической форме отражающей определенные идеологические категории, поэтому представленные проекты “герба нового Челябинска”, полностью воспроизвели и развили символику герба Москвы 1924 года: трактор, наковальня, молот, ковш с металлом, зубчатое колесо, красное знамя, фабричная труба, домна, мачта ЛЭП, книга, хоккейная клюшка, серп и молот, мускулистая рука рабочего и т.д.

Подведя первые итоги, жюри констатировало, что конкурс “не дал исчерпывающих результатов”, первая премия присуждена не была и конкурс продолжился на страницах “Вечернего Челябинска” вплоть до середины 70-х годов. В конце 60-х – начале 70-х в газетных публикациях уже зашла речь о правилах геральдики, а в проектах начали появляться элементы исторического герба города, правда, наряду с трактором, доменной печью, горным хрусталем и т.д. Итогом продолжавшегося около 10 лет конкурса стал выпуск двух вариантов значков в форме городского герба с индустриальной символикой. Однако, ни один из представленных проектов так и не был утвержден в качестве герба Челябинска.

В 1985 году к 250-летию в канун 250-летия Челябинска был объявлен очередной конкурс на разработку нового герба города. И на этот раз ни один из представленных проектов, вновь воссоздавших индустриальную символику, не был утвержден в качестве городского герба. По итогам конкурса был выпущен новый значок с эмблемой города, в изображение которого наряду с ковшом и книгой вошли соболь и верблюд.

13 сентября 1994 года глава администрации Челябинска подписал специальное постановление “О восстановлении исторического герба города Челябинска”, а 17 декабря 1996 года исторический герб был принят жителями города на референдуме вместе с уставом города. Герб воспроизвел изображение исторического герба Челябинска, утвержденного указом 6 июня 1782 года, но без изображения куницы (герба Уфы). Гербовый щит увенчан башенной короной и окружен золотыми молотками, перевитыми Александровской лентой, как город с развитой промышленностью. Таким образом, после многочисленных и безуспешных попыток создания “нового герба” Челябинска по единодушному решению жителей Челябинска был восстановлен исторический герб города.

В 1997 году Законодательным Собранием Челябинской области был объявлен конкурс на проект официальных символов области – гимна, герба и флага. Лучшие проекты областного герба были представлены на специальной выставке декабре 1998 года. В своем подавляющем большинстве проекты воспроизвели символику “современного герба” Челябинска: шестерню, колос, атом, кирку, молот, звезду. К индустриальной символике добавилась географическая: горы, друза хрусталя, озеро, ели, самоцветы, малахитовая ваза. В нескольких проектах в качестве элемента было использовано изображение верблюда. В мае текущего года “Вечерний Челябинск” представил еще один проект герба области с изображением “вещей птицы Семаргла” на щите (15.05.99).

Оставив в стороне художественные достоинства представленных работ, приходится констатировать, что исходя из требований российской геральдики, ни один из представленных проектов не может претендовать на утверждение в качестве герба Челябинской области. В точном же соответствии с геральдическими требованиями герб нашей области должен воспроизводить исторический герб города Челябинска в обрамлении, соответствующем губернскому гербу.

Возможное описание герба Челябинской области может быть следующим:

На щите из серебра изображены:

- часть крепостной стены в подтверждение того, что город Челябинск был основан как крепость и ныне является центром пограничной области на юго-восточных рубежах России,

- у крепостной стены стоит обращенный вправо навьюченный желтый верблюд в знак дружественных добрососедских и торговых отношений с приграничными государствами и народами,

- нижнюю оконечность щита у ног верблюда заполняет зеленое поле – символ надежды, радости и изобилия.

Щит увенчан золотой императорской короной на Андреевской ленте, как и на Государственном гербе России, в знак того, что Челябинская область является неотъемлемой частью России, субъектом Российской Федерации.

Щит обрамлен золотыми дубовыми ветвями, символизирующими доблесть и мужество и соединенными лазурной Андреевской лентой, свидетельствующей о верности Челябинской области духовным и государственным традициям России.

Щит представляет из себя прямоугольник, у которого основание составляет 8/9 высоты, и который выступает в нижней части острием и имеет закругленные нижние углы.

Следует подчеркнуть, что сегодня вновь стала актуальной символика герба Исетской провинции как форпоста и центра торговли на юго-восточных рубежах России, заложенная в начале ХVIII.

Представляется, что дальнейшая работа по разработке и принятию герба Челябинской области может включать в себя следующие этапы: Всестороннее изучение и систематизация основных положений российской геральдики с выделением требований, предъявляемых к губернскому гербу и последующей публикацией в средствах массовой информации.

- Создание на основании российских геральдических и исторических традиций словесного описания герба Челябинской области с последующим широким его обсуждение общественностью области.

- Графическое исполнение герба области и соответствующих его вариантов (цветной, черно-белый) на основании его словесного описания и точно сформулированного технического задания, включающего в себя конкретные художественные и технологические требования российской геральдической традиции.

Следует отметить, что принятие в качестве герба Челябинской области изображения, отступающего от буквы и духа традиций российской геральдики, лишь в символической форме отобразит разрыв с историческими традициями города и государственными традициями России.

Аносов И.И., ведущий специалист

отдела аналитической информации ИАУ

администрации Челябинской области

Основная литература

1. Вилинбахов Г.В. Государственный герб России. СПб, 1997.

2. Винклер, П.П. фон. Гербы городов, губерний, областей и посадов Российской империи. СПб., издание Иванова. 1900. Репринт М., 1990.

3. Винклер, П.П. фон. Гербы, гербоведение. Энциклопедический словарь Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона. Т.VIII. СПб., 1892.

4. Дом Романовых. СПб, 1992.

5. Каменцева Е.И., Луппол А.Н. Как создавался советский герб. Вопросы истории №12, 1962.

6. Каменцева Е.И., Устюгов Н.Ф. Русская сфрагистика и геральдика. М., 1974.

7. Лакиер Б.А. Русская геральдика. СПб., 1885. Переиздание – М., 1990.

8. Лебедев В. Державный орел России. М., “Родина”, 1995.

9. Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М., Искусство, 1976.

10. Лукомский Л. Геральдика. Большая советская энциклопедия, 1-е издание, т.15. М.1929.

11. Новиков В. Орлы Российской империи. М., Столица, 1990.

12. Соболева Н.А. Артамонов В.А. Символы России. М.Панорама, 1993.

13. Соболева Н.А. Российская городская и областная геральдика ХVIII-ХIХ веков. М.Наука, 1881.

14. Соболева Н.А. Старинные гербы российских городов. М., Наука, 1985.

15. Сперансов Н.Н. Земельные гербы России. М. Советская Россия, 1974.

16. Хорошевич А.Л. Символы русской государственности. Издательство Московского университета. М., 1993.

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
 Вернуться на главную страницу  Посмотреть карту сайта  Отправить письмо  вверх
 Вход на ФОРУМ  Ульи и пасека "под ключ". Подробнее...
Гостевая книга

официальный сайт
Е.В.Ушкаленко © 2005-2012гг.

e-mail: ushkalenko@mail.ru

 Активный отдых для семьи, компании и трудового коллектива на природе Южного Урала. Подробнее...