НОВОСТИ  ЮМОР  СТУДЕНТАМ  СТАТЬИ  ФОТОГАЛЛЕРЕЯ  О СЕБЕ  КОНТАКТЫ
На главную страницу
 top100

ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА

Для гостей
История города
  Основные сведения
  Как все начиналось
  О дате основания
  О Володине К.А.
  Завод трудовой славы
  50 лет за станком
  Медсанчасть
  Здравоохранители
  Юрюзань, река истории
  Горсовету - 45 лет
  Из истории городской
   организации КПСС
Территория
Население
Городское хозяйство
Инвестиционные
проекты города
Трехгорный в XXI веке
Дети - наше будущее
Культура
Природа
   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Поисковая система Яndex Яндекс цитирования

поисковая система АПОРТ

Немного истории...

 

увеличить... (106kb)

Городу – 50, горсовету – 45 лет

Городской Совет депутатов трудящихся

Наш город был основан в апреле 1952 года. К этому времени система органов советской власти на местах была четко отлажена и работала как хороший часовой механизм .

Структура этих органов была проста и эффективна, выборы проходили раз в 2,5 года. Депутаты на первой сессии выбирали председателя горсовета, который становился и пред­седателем исполкома . Говоря современным языком , председатель Совета одновременно являлся и главой местной администрации, главой города. Горсоветом и горисполкомом руководил городской комитет партии, без согласия которого, без визы первого секретаря ни одно решение этими органами не принималось. Горком предварительно решал, кто будет депутатом, кто — председателем и ответственным секретарем Совета, кто возглавит депутатские комиссии. Эти директивные указания проводились в жизнь исполкомом на безальтернативных очередных выборах, организованных по принципу: кого партия выдвинула в депутаты, тот и будет избран.

Явку избирателей обеспечивала целая «армия» агитаторов из комсомольско - партийного актива, закрепленных за каждым домом, за каждой квартирой. Обычно стандартный четырехэтажный дом закреплялся за двумя агитаторами. Ни один агитатор не может уйти домой с избирательного участка, пока не проголосует его последний избиратель. Если кто - либо из избирателей задерживался, агитатор приходил к нему домой и напоминал о необходимости явиться на избирательный участок. Неудивительно, что явка избирателей достигала 99,99%.

В избирательном бюллетене всегда значилась только одна фамилия кандидата. Если ты «за» — отпускай бюллетень чистым, не зачеркивая фамилию. Многие избиратели, получив бюллетень и не заходя в кабину, шли к урне и а глазах присутствующих опускали его, демонстрируя свою лояльность к режиму. В адреc тех, кто заходил в кабину, можно было услышать реплику: «Ишь ты, пошел вычеркивать нашего кандидата !» За кандидатов блока коммунистов и беспартийных отдавали свои голоса 99,99% избирателей, принявших участие в голосовании. Никто из депутатов не голосовал «против», не было и воздержавшихся. В Советах царило полное показное единодушие. Все знали, что ожидает тех, кто голосовал «против на выборах депутатов или же против предлагаемых Советами постановлений, указов, законов.

На одном из съездов партии на выборах ЦК ВКП(б) несколько делегатов при тайном голосовании вычеркнули фамилию Сталина из бюллетеней. Сталин через спецслужбы быстро выявил своих противников — и вскоре все они были расстреляны как враги народа по ложному обвинению. Больше против Сталина никто, нигде и никогда не голосовал. Никто из депутатов и избирателей не хотел оказаться в подобной роли, и все послушно голосовали за все, что им предлагали.

На все руководящие выборные должности в Советах путь беспартийным был закрыт. Больше половины депутатов обязательно должны быть коммунистами.

В марте 1954 года в нашем населенном пункте был впервые избран поселковый Совет депутатов трудящихся, в который вошли 35 человек, председателем Совета стал Ф.П.Малахов. С этого времени начинается история нашего Совета. В феврале 1955 года состоялись вторые выборы, председателем стал А.И.Курдин. В связи с увеличением населения согласно постановлению Президиума Верховного Совета РСФСР 28 октября 1955 года рабочий поселок был преобразован в город. В начале 1957 года состоялись выборы в горсовет, куда вошли 39 депутатов во главе с А.И.Мужжухиным. На пост председателя горсовета также избирались: К.М.Кузьмин, М.А.Ананьин, А.И.Бояринцев, В.П.Ларионов, Б.В.Скосырев, А.А.Молчанов.

М.А.Ананьин работал председателем горисполкома в течение десяти лет, с 1965 по 1975 год. Он был опытным хозяйственником, пользовался заслуженным уважением жителей города и непререкаемым авторитетом среди своих сотрудников. Его хорошо знали в области и в Москве и считались с его мнением.

После принятия брежневской Конституции 1977 года все представительные органы советской власти стали называться Советами народных депутатов.

Последние выборы в городской Совет народных депутатов прошли у нас в марте 1990 года. К этому времени общественно-политическая обстановка в стране значительно изменились. Перестройка, начатая Горбачевым в 1985 году, уже приносила свои плоды. К 1990 году была коренным образом изменена избирательная система. Выборы стали проходить только на альтернативной основе. Должности председателя горсовета и председателя исполкома были разделены. Учрежден новый орган в составе Совета - президиум — для оперативного руководства. Съезд народных депутатов СССР отменил ст.6 Конституции, и КПСС перестала быть руководящей и направляющей силой советского государства. Начался массовый выход коммунистов из партии. Тем не менее, партийные комитеты снизу доверху продолжали существовать. Вот в таких непростых условиях и состоялись 4 марта 1990 года в нашем городе последние при советской власти выборы.

В горсовет на 50 депутатских мест баллотировалось более 200 человек. Выборы были признаны состоявшимися, председателем горсовета была избрана Л.К.Хасанова, председателем исполкома — А.Б.Новиков. Был избран президиум Совета и образованы соответствующие депутатские комиссии.

18 августа 1991 года группа заговорщиков создала Государственный комитет по чрезвычайному положению в СССР (ГКЧП) и объявила о взятии власти в стране в свои руки. Челябинский областной Совет принял несколько постановлений в поддержку ГКЧП и вышел из подчинения Президенту СССР. Наш городской Совет, следуя за облсоветом, также от путчистов не отмежевался и применил тактику выжидания и лавирования.

В то время, когда в Москве боролись с путчистами, в нашем горсовете депутаты сражались друг с другом. Дело в том, что по действующему законодательству между местным Советом и исполнительным комитетом не были четко разграничены полномочия и не определено взаимодействие.

Между Хасановой и Новиковым началась борьба за власть, депутаты разделились на два лагеря. В результате Хасанова подала заявление о выходе из исполкома. В этот период вышло законоположение об учреждении в системе местного самоуправления должности главы местной администрации, на которую назначать кандидатуру будет глава администрации области. В нашем городе на эту должность в начале декабря 1991 года был назначен Н.А.Лубенец, снять его с этой должности мог только глава администрации области. Глава местной администрации не подчинялся горсовету и был независим от него.

После этой реорганизации возник вопрос о разграничении сфер деятельности и полномочий горсовета и местной администрации. На запрос Лубенца председатель комитета Государственной думы по вопросам работы Советов и развитию местного самоуправления РФ Г.С.Жуков дал весьма расплывчатый ответ, ссылаясь на незавершенность законодательной базы по этому вопросу. Внутри депутатского корпуса начались распри. Значительная часть депутатов резко критиковала Хасанову за некомпетентность, ошибки в работе, говорила о несоответствии ее занимаемой должности. Возмутитель спокойствия — депутат Новиков с группой единомышленников добился проведения внеочередной сессии горсовета, надеясь на снятие Хасановой с должности.

Сессия состоялась 2 марта 1993 года. Из 48 депутатов списочного состава 22 проголосовали за неудовлетворительную оценку работы председателя горсовета, — 20 человек — за удовлетворительную оценку, 2 бюллетеня были признаны недействительными. Л.К.Хасанова и ее заместитель В.В.Голиков подали заявления об отставке. А.Б.Новиков подал заявление о сложении депутатских полномочий. Однако позднее заявления были взяты обратно. Конфронтация среди депутатов обострялась.

События 3 - 4 октября, «расстрел» Белого дома подвели черту под прежней — советской — формой государственного устройства России. 12 декабря 1993 года на всенародном голосовании была принята Конституция Российской Федерации, за которую в нашем городе проголосовали 72% избирателей. Россия стала президентской республикой.

После роспуска Верховного Совета дошла очередь и до областных Советов, которым было предложено самораспуститься . Наш областной орган власти сделать это отказался. Учитывая это обстоятельство и то, что Челябинский облсовет поддержал ГКЧП, вышел из подчинения Президенту и фактически способствовал вооруженной попытке государственного переворота, глава областной администрации В.П.Соловьев в целях восстановления законности и порядка в области 11 октября 1993 года распустил облсовет и предложил всем местным Советам самораспуститься до 17 октября.

Однако наш горсовет, следуя примеру облсовета, не думал самораспускаться. Половина депутатов сложила с себя депутатские полномочия, другая же решила игнорировать предписание Соловьева. Н.А.Лубенец, руководствуясь постановлением главы администрации области № 405 от 20 октября 1993 года, своим постановлением распустил горсовет. Депутаты были вынуждены подчиниться главе местной администрации и покинуть помещение горсовета. Советская власть в нашем городе, как и по всей стране, была ликвидирована. Наступила эпоха создания новых органов местного самоуправления, эпоха демократизации политической системы страны.

Местное самоуправление

В Конституции РФ местному самоуправлению посвящена восьмая глава, согласно которой структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно. Эти органы, в отличие от прежних местных Советов, не входят в систему государственной власти.

В городах и районах стали разрабатывав свои уставы, которые явились основными нормативно - правовыми актами, определяющими основы организации и структуры органов местного самоуправления, границы их компетентности.

Первый устав Трехгорного разрабатывался я рабочей группой под руководством Н.А.Лубенца. К этому времени старый горсовет прекратил свое существование, новый еще не был основан, городской комитет партии существовал только формально, и Н.А.Лубенец был единоличным руководителем города.

16 сентября 1995 года проект устава был опубликован в городской газете «Спектр» и вынесен на городской референдум 15 октября 1995 года. Согласно проекту, коллективный орган местного самоуправления теперь назывался не горсоветом, а городской Думой, которая состояла из пяти не освобожденных от основной работы депутатов. Глава муниципального образования был членом думы и председательствовал на ее заседаниях. Четко были определены полномочия каждого органа местного самоуправления. Был определяй и порядок внесения изменений в устав; самые важные решения принимались только через референдум. Устав соответствовал духу времени и поли тической обстановке в России. В городе началось обсуждение этого проекта и демократическое большинство жителей его одобрило. Такие же уставы были приняты в других городах Челябинской области и регионах страны.

Совершенно неожиданно за два дня референдума, 13 октября 1995 года, газета «Спектр» обнародовала другой проект устава, согласно которому городская Дума будет на зываться горсоветом. В горсовет будут входить не пять, а девять депутатов, трое из которых будут работать на постоянной основе. Глава муниципального образования не будет входить в состав Совета и не будет председательствовать на его заседаниях.

Вынося на референдум этот переработанный проект, Н.А.Лубенец выполнил почти все требо вания коммунистов, изложенные в октябрьском номере газеты «Спектр» в порядке обсуждения проекта устава, за исключением одного - устав так и не п редусмотрел должность председателя горсовета. В этом отношении документ оказался незавершенным : «Исполняющий обязанности председателя горсовета» и… боролись за нее в течение всего срока своих полномочий . Лубенец вскоре пожалел о сделанных им уступках и в конце-концов вернулся к первоначальному проекту устава , но какой ценой…

Как бы гам ни было, а 15 октября 1995 года референдум состоялся. В нем приняло участие 50,68% избирателей, за устав проголосовало 89,7% принявших участие в голосовании.

Городс кой Совет народных депутатов был распущен в октябре 1993 года, и в течение трех последующих лет в городе не было представительного органа самоуправления. Большинство граждан даже не заметили, что все эти годы город прожил без горсовета, а значит и надобности в нем не было. Руководство городским хозяйством и социально - бытовой сферой успешно осуществляла администрация города под руководством ее главы. Город прожил бы без горсовета еще много лет, но принятый устав обязывал провести выборы органов местного самоуправления.

22 декабря 1996 года эти выборы состоялись. Главой муниципального образования жители города избрали Н.А.Лубенца, депутатами горсовета стали: Г.К.Безродный, В.И.Болотов, Г.П.Ильченко, Л.А.Колмакова, В.Г.Кузнецов, В.В.Москалев, А.Д.Рассказов, С.М.Шабуров и секретарь ГК КПРФ Е.В.Жданов, который занял руководящее положение в горсовете.

Жители Трехгорного надеялись, что после выборов горсовет в сотрудничестве с Н.А.Лунцом и находящейся под его руководством администрацией будут дружно работать на благо города. Но сразу же после избрания депутаты приступили к разработке нового Устава города, с целью расширения своих властных полномочий. Количество депутатов в горсовете они собирались увеличить до 15 человек вместо девяти, из которых 5 человек должны были работать на постоянной основе. В помощь депутатам горсовет предусмотрел в новом уставе статью 33, согласно которой для работы в комиссии горсовета могут приглашаться жители города и специалисты, освобожденные от основной работы с сохранением средней зарплаты за счет средств местного бюджета. Количество таких наемных служащих не ограничивалось, как не ограничивалось и временными рамками их пребывание в горсовете.

29 июня 1997 года жители города в большинстве своем на референдум не пришли, и новый устав не был принят. Тогда горсовет решил добиться своей цели иным способом. Депутат Москалев как частное лицо предъявил в суде иск о признании действующего устава недействительным. Более двух лет продолжалось разбирательство. Слушание дела неоднократно откладывалось, переносилось, производство по делу прекращалось, несколько раз дело рассматривал и областной суд. Забегая вперед, скажу, что 19 декабря 1999 года на городском референдуме был принят новый устав, а прежний - 1995 года - перестал действовать. Дальнейшие споры об этом были лишены смысла. Однако судебный процесс продолжался еще несколько месяцев и закончился 16 марта 2000 года, когда был отменен уже не действующий устав.

Пока один из депутатов судился с Лубенцом, другие тоже не сидели сложа руки. Они принялись разрабатывать еще один устав, имевший откровенную направленность какможно больше расширить круг депутатских полномочий и как можно более сузить полномочия главы администрации. Согласно ст.52 этого устава, глава муниципального образования (глава города) должен быть подконтролен и подотчетен горсовету. Это значит, что он отстраняется от непосредственного руководства хозяйственной, финансовой, социально-экономической деятельностью администрации и города. Каждый свой шаг мэр должен согласовывать с органом «коллективной безответственности». Ст.20 проекта лишает мэра права инициативы в проведении городского референдума, оставляя это право за горсоветом. Ст.46 лишает мэра права подписывать документы, принятые горсоветом, и наделяет этим правом только его председателя. Даже спикер Государственной думы не имеет права подписывать принятые законы — их подписывает Президент, а у нас «спикер» горсовета таким правом наделяется. Глава муниципального образования лишается права накладывать вето на постановления горсовета , и горсовет становится автономным образованием в системе органов местного самоуправления.

О недостатках проекта устава можно говорить много, но и уже перечисленного достаточно, чтобы сделать следующий вывод. По воле депутатов горсовета глава муниципального образования ( глава города ) превратился бы в безвластную, безгласную, декларативную фигуру местного самоуправления - своего рода довесок к горсовету. Разрабатывая устав, депутаты надеялись, что Лубенец и на этот раз безропотно даст согласие на принятие документа. Но они просчитались: Лубенец проявил твердость характера. Выступая перед избирателями по телевидению, Лубенец заявил, что в случае принятия на референдуме устава, предложенного депутатами, он подаст в отставку, ибо исполнять обязанности главы муниципального образования в рамках этого устава просто невозможно. Из депутатов же никто не сказал, что в случае принятия устава Лубенца подаст в отставку.

Чтобы положить конец двоевластию и противостоянию в борьбе за власть, Лубенец внес на референдум свой проект устава, который коренным образом отличается от проекта депутатов. Согласно его проекту устава, глава города входит в состав Совета с правом решающего голоса, возглавляет горсовет, председательствует на его заседаниях и подписывает постановления и другие документы горсовета. Таким образом, глава города одновременно является главой местной администрации и председателем горсовета. В помощь ему по представлению главы города из числа депутатов избирается ответственный секретарь, который в случае временного отсутствия главы города должен исполнять его обязанности по руководству горсоветом.

Референдум по двум проектам устава был назначен на 19 декабря 1999 года . На улицах города, в общественных местах можно бы услышать диалоги: «Ты за кого будешь голосовать — за Лубенца или за Жданова?» - чаще всего ответ был таков: «Конечно за Лубенца". Знали ли депутаты об этом? Конечно, знали поэтому они с тревогой ждали дня референдума.

19 декабря 1999 года состоялся референдум. Как и ожидалось, абсолютное большинство жителей города отдали свои голос за устав главы муниципального образования. Согласно принятому уставу, глава города стал главой для всех: для каждого депутата, для горсовета и для города в целом. Депутаты потерпели на референдуме очередное поражение, но оружия не сложили. В.В.Москалев снова отправился в суд и предъявил иск о признании принятого устава незаконным по основным положениям. Опять началась судная тяжба. Чувствуя шаткость своей позиции истец перестал являться на судебные заседания, и 31 августа 2000 года суд прекратил производство по делу.

В декабре 2000 года истекал срок полномочий депутатов горсовета. 24 декабря 2000 года состоялись очередные выборы главы города и депутатов горсовета. Популярность Н.А.Лубенца настолько возросла , что он победил с большим отрывом от двух других претендентов и был избран главой города на очередной срок. На выборах проголосовали за Н.А.Лубенца 13'705 человек, за Н.И.Шимановича 874 человека, за С.Б.Черепнева — 567 человек. В горсовет было избрано 15 депутатов, шесть из них — из прежнего состава.

Прошел год как горсовет работает в новых условиях, с новым составом депутатов. Будет создана в горсовете новая оппозиция или нет — покажет время, но будем надеять ся на лучшее.

 

В . Зудов

 

Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
 Вернуться на главную страницу  Посмотреть карту сайта  Отправить письмо  вверх
 Вход на ФОРУМ  Ульи и пасека "под ключ". Подробнее...
Гостевая книга

официальный сайт
Е.В.Ушкаленко © 2005-2012гг.

e-mail: ushkalenko@mail.ru

 Активный отдых для семьи, компании и трудового коллектива на природе Южного Урала. Подробнее...