ИНФОРМАТИКА
Данный раздел посвящен дисциплине "Информатика".
"ЕН.02 (152 часа) Информатика:
• информатика как интегративная дисциплина учебного плана, играющая роль формообразующего "стержневого" начала;
• информационный процесс в автоматизированных системах;
• информационный ресурс: формально-логическая и семантическая составляющие;
• информационная среда;
• фазы информационного цикла (получение, накопление, передача, обработка, хранение, использование) и их модели;
• информационный объект;
• схема основного метода информатики: предметная область (информационная модель) - естественный язык (концептуальная модель) - смысл (семантическая модель) - формальный язык (логическая модель) - алгоритм - программа - смысл - предметная область;
• сложность большой задачи;
• унифицированный интерфейс с пользователем;
• функциональная и структурная организация ЭВМ;
• понятия информационной технологии;
• среды конечного пользователя;
• информационные технологии на сетях и в системах ЭВМ;
• экономические и правовые аспекты информационных технологий".
Согласно "Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования" и "Государственным требованиям к минимуму содержания и уровню подготовки инженеров по специальности 220100 Вычислительные машины, комплексы, системы и сети" дисциплина "Информатика" относится к естественнонаучным дисциплинам - (ЕН.02). К естественнонаучным дисциплинам согласно этого стандарта пръявляются особые требования. Вот они:
"2.2.2. Требования по математическим и общим естественнонаучным дисциплинам.
Инженер должен:
в области математики и информатики:
иметь представление:
• о математике как особом способе познания мира, общности ее понятий и представлений;
• о математическом моделировании систем;
• об информации, методах ее хранения, обработки и передачи;
• о современных методах изучения информационных моделей и месте информатики в ряду естественнонаучных и прикладных дисциплин;
знать и уметь использовать:
• основные понятия и методы математического анализа, аналитической геометрии, линейной алгебры, теории функций комплексного переменного, операционного исчисления, теории вероятностей и математической статистики;
• основные теоретические положения дискретной математики и теории автоматов;
• методы приближенных вычислений;
• численные методы решения алгебраических и дифференциальных уравнений, методы приближения функций;
• основные законы булевой алгебры, методы преобразования булевых функций и синтеза комбинационных схем;
• аппарат теории автоматов для решения задачи проектирования дискретных устройств с памятью;
• математические модели информационных систем и процессов в технике;
• вероятностные модели для информационных процессов и проводить необходимые расчеты в рамках построенной модели;
• базовые понятия вычислительной техники, предмет и основные методы информатики, закономерности протекания информационных процессов в искусственных системах, принципы работы технических и программных средств в информационных системах;
• основные положения теории информации, основные методы анализа информационных процессов в сложных технических системах;
иметь опыт:
• употребления математической символики для выражения количественных и качественных отношений объектов;
• исследования моделей с учетом их иерархической структуры и оценкой пределов применимости полученных результатов;
• использования основных приемов обработки экспериментальных данных;
• аналитического и численного решения алгебраических уравнений;
• исследования, аналитического и численного решения обыкновенных дифференциальных уравнений;
• использования численных методов приближения функций;
• аналитического и численного решения основных уравнений математической физики;
• программирования и использования возможностей вычислительной техники и программного обеспечения;
в области физики и экологии:
иметь представление:
• о Вселенной в целом как физическом объекте и ее эволюции;
• о фундаментальном единстве естественных наук, незавершенности естествознания и возможности его дальнейшего развития;
• о дискретности и непрерывности в природе;
• о соотношении порядка и беспорядка в природе, упорядоченности строения объектов, переходах в неупорядоченное состояние и наоборот;
• о динамических и статистических закономерностях в природе;
• о вероятности как объективной характеристике природных систем;
• об измерениях и их специфичности в различных разделах естествознания;
• о фундаментальных константах естествознания;
• о принципах симметрии и законах сохранения;
• о соотношениях эмпирического и теоретического в познании;
• о состояниях в природе и их изменениях со временем;
• об индивидуальном и коллективном поведении объектов в природе;
• о времени в естествознании;
• об особенностях биологической формы организации материи, принципах воспроизводства и развития живых систем;
• о биосфере и направлении ее эволюции;
• о целостности и гомеостазе живых систем;
• о взаимодействии организма и среды, сообществе организмов, экосистемах;
• об экологических принципах охраны природы и рациональном природопользовании, перспективах создания не разрушающих природу технологий;
• о новейших открытиях естествознания, перспективах их использования для построения; технических устройств;
• о физическом и биологическом моделировании;
• о последствиях своей профессиональной деятельности с точки зрения единства биосферы и биосоциальной природы человека;
знать и уметь использовать:
• основные понятия, законы и модели механики, электричества и магнетизма, колебаний и волн, квантовой физики, статистической физики и термодинамики, экологии;
• методы теоретического и экспериментального исследования в физике и экологии;
• уметь оценивать численные порядки величин, характерных для различных разделов естествознания".
|