ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ ГОРОДА
90-е годы... После начала экономических реформ в стране город оказался в очень сложном положении, так как государственный оборонный заказ градообразующему Приборостроительному заводу был значительно сокращен, в результате чего существенно уменьшилась доходная часть городского бюджета. Переход ряда предприятий с баланса ПСЗ в муниципальную собственность и их приватизация на начальном этапе осуществлялись непросто и не давали ожидаемого экономического эффекта. «Шоковая терапия» привела к росту цен, несвоевременной выплате зарплат и пенсий, увольнению большого количества работников завода; в городе началась безработица.
Чтобы найти выход из создавшегося положения, глава города Н.А.Лубенец и его команда приняли кардинальные меры, направленные на обеспечение эффективного развития экономической базы города, решение наиболее острых социальных проблем, выработку механизмов, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов жителей города. Итогом большой работы органов местного самоуправления стала перспективная Программа развития г.Трехгорного.
Были разработаны положения о городской инвестиционной Программе и поддержке инвестиционной деятельности, в которых определены цели: развитие экономики города, переход к бездотационному формированию городского бюджета — и задачи: создание условий для устойчивого развития экономики города, обеспечения полной занятости населения, создание новых рабочих мест, а также освоение предприятиями города высокоэффективных технологий, выпуск конкурентоспособных материалов и изделий, насыщение рынка качественной отечественной продукцией. Затем была принята «Городская инвестиционная Программа г.Трехгорного на 1999—2003 годы».
Впоследствии, как завершение, появилась «Программа социально-экономического развития ЗАТО Минатома России — города Трехгорного на 2000—2004 годы». Главное в ней — расширение налогооблагаемой базы и создание рабочих мест за счет образования новых предприятий на территории города. Благоприятный экономический режим в ЗАТО создал предпосылку для успешного развития экономики города.
Несколько ранее, 13 марта 1998 года, городским Советом было принято решение о предоставлении целевых налоговых льгот вновь создаваемым предприятиям. Благодаря этому городской бюджет получил значительные средства, которые целевым назначением были направлены на реализацию инвестиционной Программы.
Деятельность по реализации инвестиционных проектов осуществляет созданный в мае 1996 года Центр поддержки предпринимательства и развития конкуренции (руководитель И.Т. Кустов). В настоящее время Центр контролирует экономический механизм инвестирования, находится в тесном деловом контакте с руководителями предприятий.
Были определены приоритеты, решено:
1) вкладывать средства в проекты, имеющие высокую эффективность, со сроком окупаемости один—три года;
2) оказать помощь и содействие:
— развитию научно-технического и производственного потенциала ПСЗ, для чего из городского бюджета на модернизацию оборудования было выделено 485 миллионов рублей;
— реализации программы конверсии ПСЗ с учетом активного использования как мощностей этого предприятия, так и его людских ресурсов;
3) оказывать поддержку внедрению передовых технологий, чтобы как можно быстрее завоевать рынок и осваивать выпуск продукции, необходимой стране в будущем, а также той, которая не производится в России в настоящее время и поставляется из-за рубежа. Для определения лучших проектов был создан Координационный совет, который возглавил первый заместитель главы города Н.П.Анушкевич. В его состав вошли депутаты городского Совета, представители администрации города и Приборостроительного завода. Координационный совет рассматривал инвестиционные проекты, предварительно прошедшие экспертизу и доработку в Центре поддержки предпринимательства. При положительном заключении проект поступал в городской Совет, который принимал решение о включении его в городскую программу. Затем на льготных условиях выделялся кредит, и начиналась работа по реализации проекта.
Последний вариант городской инвестиционной Программы, утвержденной 2 апреля 2002 года и рассчитанной до 2004 года, включает 33 инвестиционных проекта общей стоимостью 7,2 миллиарда рублей. Ее реализация обеспечит выполнение программы конверсии ПСЗ, создание и развитие в городе экспорто-ориентированных и импортозамещающих производств, выпуск следующих видов продукции и оказание нижеперечисленных услуг:
1. Герметизированные стационарные аккумуляторы для систем бесперебойного питания в различных отраслях отечественной промышленности.
2. Стеклосетка, применяемая в строительстве взлетно-посадочных полос аэродромов и в металлургической промышленности.
3. Проплаты (сферические гранулы), применяемые для повышения эффективности отдачи нефтегазовых скважин.
4. Цеолиты, применяемые для осушки газа, очистки воздуха, извлечения примесей из нефти.
5. Переносные бензоэлектростанции, а также двухтактные поршневые двигатели внутреннего сгорания, в которых в качестве смазки используется вода.
6. Авиационные транспортно-монтажные услуги, оказываемые двумя тяжелыми многоцелевыми вертолетами МИ-26Т.
7. Дистанционные съемки нефтегазопроводов и разнообразных объектов народнохозяйственного значения с помощью видеотепловизионной аппаратуры, установленной на вертолетах МИ-8МТВ, КА-32А,—для обеспечения раннего обнаружения и контроля утечек, диагностирования состояния трубопроводов и т. д.
8. Туризм, круглогодичный массовый отдых россиян, подготовка национальных сборных команд России по зимним горнолыжным видам спорта (проект «Завьялиха»).
9. Душевые кабины.
10. Акриловые ванны, простые и гидромассажные.
11. Автомобильные боксы (багажники, устанавливаемые на крышах легковых автомобилей).
12. Задвижки с керамическими запорными элементами высокой коррозионной стойкости.
13. Телекоммуникационное оборудование (АТС средней емкости DRX-4, большой емкости DMS-100 и др.).
14. Алмазные изделия широкого профиля; лазерная резка и конфигурирование сложных форм из алмазов и др.
15. Полипропиленовые трубы 0 16—90 мм и фитинги различных типоразмеров для систем холодного и горячего водоснабжения.
16. Кожаная обувь повседневного спроса.
17. Бордюр, тротуарная плитка, цоколи зданий, малые архитектурные формы (литой искусственный камень).
18. Металлочерепица.
19. Ламинированный паркет.
20. Однородные древесностружечные плиты.
21. Металлопластиковые и алюминиевые конструкции.
22. Кабельная продукция.
23. Сервисные услуги «Автоцентра».
24. Готовые лекарственные формы (таблетки, капсулы, мази, сиропы).
В настоящее время степень реализации инвестиционных проектов различна: одни (например, «Производство полипропиленовых труб и фитингов», создание сервисного предприятия «Автоцентр», «Производство стационарных аккумуляторов») завершены, другие находятся на разных стадиях реализации. Некоторые инвестиционные проекты заслуживают того, чтобы о них рассказать подробнее.
Вложенные в инвестиционные проекты финансовые средства уже начали давать отдачу в виде налоговых поступлений и участвовать в формировании доходной части городского бюджета. В результате реализации проектов будет создано 2518 рабочих мест и при выходе предприятий на полную производственную мощность в городской бюджет ежегодно будет поступать 413,9 миллиона рублей. В целом выполнение инвестиционной Программы в г.Трехгорном позволит увеличить объем реализации продукции и услуг до 5 миллиардов рублей в год. Даже если этот уровень будет достигнут к 2004 году, темпы роста окажутся весьма ощутимыми.
Проведенная органами местного самоуправления работа положительно отразилась на ситуации в Трехгорном. В 1999 году объемы производства в городе возросли на 50%, а за шесть месяцев 2000 года — на 70% (к 1999-му). Если в 1997 году уровень безработицы в городе составлял 6,9%, то в настоящее время он снизился до 2,8%. Большинство сокращенных на Приборостроительном заводе работников (918 человек) в настоящее время трудоустроены на вновь созданных предприятиях и обрели уверенность в завтрашнем дне. При этом уже в 1999 году Трехгорный не получал дотаций из федерального бюджета. Город обходился своими средствами, ведь была поставлена цель — обеспечение экономической независимости Трехгорного. И теперь можно смело сказать: в Трехгорном нашли свой путь решения проблемы возрождения и развития экономики города. Реализация инвестиционной Программы позволит внести существенный вклад и в развитие экономики всего региона, а с учетом проектов федерального значения — определенный значимый вклад в экономическое развитие страны.
О.С.Силин
|